Первобытные люди на территории современного Криворожья проживали еще в каменном веке. Это подтверждает остроконечник, найденный при раскопках в селе Родионовка, топоры, найденные в междуречье Саксагани и Ингульца.
Первыми же людьми на Криворожье, которых археологи смогли отнести к какой-либо исторической культуре, были племена так называемых катакомбников (катакомбной культуры). Они появились на территории Криворожья еще в первой половине ІІ тысячелетия до н. э. и занимались, в основном, скотоводством.
В XV—XII столетиях до н. э. появляются скотоводческо-земледельческие племена срубной культуры, важная роль в хозяйственной деятельности которых принадлежала как раз земледельчеству. Достигает расцвета в этот период и бронзово-литейное ремесло. А в начале І тысячелетия до н. э. на территории Приднепровья появляются изделия из железа. Особенно они распространились в Северном Причерноморье с появлением кочевых скифских племен в VII веке до н. э. Кстати, между современным ж-м Макуланом и Карачуновским водохранилищем до сих пор можно увидеть памятки скифского времени: царский курган и огромное святилище с 9-метровыми рвами. Скифы на Криворожье вытеснили своих предшественников, также в основном кочевые племена киммерийцев, которые жили на территории нашего города в IX—VII столетиях до н. э.
Во втором веке нашей эры в степи Криворожья со своими стадами направились сарматы, которые, в конечном итоге, вытеснили либо ассимилировали скифов. Археологические исследования подтверждают наличие торговых связей между сарматами, населявшими данную территорию, и античными греками, в частности, с населением острова Родос, который расположен в восточной части Средиземноморья.
На территории современного Криворожья найдены также поселения скотоводов и земледельцев т.н. черняховской культуры, основу которой заложили славянские племена венедов и готы (ІІІ-V века нашей эры). Самыми известными захоронениями того периода является захоронения возле пгт. Христофоровка.
| Средневековье |  |
|
В начале нашей эры Причерноморье заселили земледельческие, но при этом весьма воинственные племена славян (анты). Причем, юго-восточные окраины расселения восточнославянских племен проходили как раз по территории Криворожья и днепровскому острову Хортица.
В IX— в начале XIII ст. на восточнославянских землях существовало уже могущественное государство (Киевская) Русь. В период феодальной раздробленности территория современного Криворожья, как и все Южное Причерноморье, называлась Диким Полем. В этот исторический период данная местность была малозаселенной. Предположительно на Криворожье, как и на окружающих землях, проживали тюркские племена печенегов и половцев, а также кочевали бродники (славянского происхождения).
| Казачество |  |
|
В середине XVI ст. была создана Запорожская Сечь. Начиная с XVII ст. начинается заселение земель будущего Криворожья казаками. В 1734 г. была создана Ингульская паланка, в перечне принадлежащих ей сел и зимовников упомянут и Кривой Рог. По данным некоторых историков, в 1769 году в Кривом Роге находились войсковые команды, под руководством полковника Скидана. В 1770-1771 году в Кривом Роге располагается Ставка Коша Запорожской Сечи. Остатки фортификационных сооружений находились при кургане Царева Могила. В настоящее время они, увы, разрушены при проведении вскрышных работ на карьере № 3 Новокриворожского горно-обогатительного комбината.
В 1774 г. академик Гюльденштедт посетил район Кривого Рога и сделал его первое научное описание. Он упоминает о разработках черно-слюдистого сланца в районе слияния рек Ингулец и Саксагань.
После завершения в 1774 году русско-турецкой войны, российские власти открыли новый почтовый тракт, который связал город Кременчуг с Кинбурном и Очаковом, где стояли российские войска. Именно 8 мая (27 апреля за старым стилем) 1775 года в "Описи основанных почтовых станций по реке Ингулец от Кременчуга до Херсона" появляется первое официальное письменное упоминание о Кривом Роге. Место для будущей почтовой станции утвердил последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. По его приказу службу на станции начали казацкий писарь Феодосий Кудлык и пятеро подотчетных ему казаков.
Кстати, еще в 1761 году в Кривом Роге была открыта церковь Святого Николая, что ставит под сомнение официальную дату основания города (1775-й). Кроме того, в упомянутой «Описи…» говорится «станция в Кривом Роге», но не «станция Кривой Рог», что прямо указывает на существование поселения на момент создания документа. Однако некоторые исследователи опровергают этот факт. Основная масса документов по истории Кривого Рога (всего около полутора тонн весом), датируемые 1734—1761 годами сгорели в 1941 году: автомобиль, который их вёз, попал под бомбёжку под Никополем.
| Дореволюционное время |  |
|
Во второй половине XVIII ст. были предприняты первые попытки основательно обследовать недра Криворожья, хотя промышленные разработки месторождений еще не осуществлялись.
В 1817 г. Кривой Рог упоминается в "Перечне (Списке) казенных поселков Херсонского и Александрийского уездов, которые в 1816-1817 г.г. были обращены в военные поселения".
В 1857 г. военное поселение Кривой Рог переведено в разряд сел.
В конце 50-х годов XIX ст. появились первые поселения на правом берегу Саксагани (в районе Кандыбинной и Ивановой балок). И уже в середине XIX ст. село Кривой Рог превратилось на значимый сельскохозяйственный и торговый центр Юга Украины. Поэтому в 1860 г. оно стало городком.
В 1865 году в Кривой Рог прибыл бывший профессор Горного института господин Барбот-де-Марпи, который на протяжении 1866-1867 годов занимался изучением полезных ископаемых бассейна. А в 1866 г. Александр Поль, проводя археологические исследования балки Дубовая, нашел выходы залежей богатой железной руды.
13 апреля 1874 года Императорским Российским техническим обществом была назначена комиссия под председательством О. О. Иосса для «исследования благонадежности месторождения железных руд и других минеральных богатств, открытых в окраинах села Кривой Рог».
После доказанного наличия на Криворожье огромных запасов железной руды, в 1881 году был основанный первый на Криворожье Саксаганский рудник, который принадлежал «Обществу криворожских железных руд». Начался важный период в промышленном развитии Криворожья.
| Новейшее время |  |
|
В конце 1917-го в начале 1918 года на Криворожье происходила борьба между сторонниками Советской власти и Центральной Рады. Затем на протяжении 1918-1920 годов Кривой Рог находился во власти гетмана Скоропадского, Директории, советских войск, Белой гвардии Антона Деникина и анархистов Нестора Махно (город был одним из центров анархистского движения Украины). В 1919 году Кривой Рог становится поветовым городом в составе Екатеринославской губернии. В 1920 году в селе Лозоватка размещался штаб кавалерийской бригады Григория Котовского.
После окончания Гражданской войны, Криворожью довелось пережить голодоморы 1921-1922 и 1932-1933 годов, народное восстание против большевиков в начале 1920-х, период НЭПа, усиленную индустриализацию в 30-е годы прошлого века (тогда, в частности, были построены «Криворожсталь» и коксохимический завод), репрессии НКВД, прочее.
Во время Второй мировой войны город был оккупирован немецкой армией (с 14 августа 1942 по 22 февраля 1944 года). Криворожье стало ареной ожесточенных боев в конце 1943 – зимой 1944 годов, прежде чем город был вновь взят советскими войсками. Во время оккупации в городе действовало два подполья: советское и националистическое (при поддержке ОУН).
Перед оккупацией почти все промышленное оборудование с заводов и шахт города было эвакуировано на Урал – в город Нижний Тагил. Большинство шахт были подорваны, чтобы не оставлять противнику возможность наладить добычу железной руды. После освобождения Кривбасса, промышленное оборудование было возвращено с Нижнего Тагила. С того времени Нижний Тагил и Кривой Рог считаются городами-побратимами.
История же послевоенного Кривбасса известна практически всем. Город жил в ритме всего Советского Союза. Кривой Рог напоминал огромную стройку: возводились новые предприятия, закладывались целые жилмасивы, была налажена транспортная система, прочее.
В 1963 году в Кривом Роге произошли народные волнения, подавленные властями с применением огнестрельного оружия. На данный момент Кривой Рог является вторым по значимости городом Днепропетровской области и является центром разработки крупнейшего в мире Криворожского железорудного бассейна.
| Происхождение названия |  |
|
Академик Василий Зуев в 1781 году предположил, что название города означает «кривой мыс» по извилистому руслу реки Саксагань в месте её впадения в реку Ингулец.
Существует также и ряд легенд о происхождении города Кривой Рог.
…Давно это было, когда гремела по Украине слава о Сечи Запорожской… На склоне лет храбрый казак Рог построил для себя жилище как раз на том месте, где Ингулец и Саксагань сливаются. Стал потихоньку хозяйничать. И кто ни ехал мимо, сворачивал к старому Рогу. А поскольку в боях потерял казак правый глаз, прозвали его в народе Кривым… Уважали чумаки Рога за гостеприимство, чуткость, откровенность, а ещё за интересные рассказы. Шли годы, около хаты казака начали появляться другие жилища. Позже здесь выросло село. Уже и казака Рога не стало, а название так и осталось — Кривой Рог…
Возможно, основой для создания этой легенды послужило существование реального человека - казака Ивана Ждана (Рога), который в 1666-1667 годах избирался кошевым атаманом Запорожской Сечи.
…Во времена царствования Петра І на уральских заводах работали мастера по железу Роговы. Младший из них — Иван — по какой-то причине попал в немилость у заводовладельца. Забрали его в солдаты. В то время шла война со Швецией. Храбро сражался с иноземцами уралец, но в одной из стычек настигла его вражеская пуля. Тяжело раненого солдата подобрали местные хуторяне. Иван выздоровел, окреп, только перебитая нога плохо срослась — так он и остался кривым. От своих спасителей немало слышал бывший солдат о запорожских казаках. Захотелось и ему глянуть на вольную казацкую жизнь. Отправился он в путь, но не надолго хватило сил. А тут ещё и осенние дожди начались. Решил Иван зазимовать в одной из балок, где текла речка. Построил дом и стал жить, охотясь за дичью и собирая разные ягоды. Однажды наткнулся Иван Рогов на железную руду, выходившую на поверхность из прибрежных скал, и вспомнил об уральских заводах, о своей родине и своём ремесле. Неизвестно, сколько прошло времени и как это ему удалось, но закурился возле жилища дымок — это железных дел мастер начав плавить железную руду… Вблизи проходил чумацкий шлях. Оси на чумацких возах были деревянные, и Иван Рогов начал ковать и предлагать чумакам железные. Вскоре слава об этих осях разнеслась далеко, и когда чумаки спрашивали друг друга, где тот устанавливал железные оси на воз, то слышалось в ответ: «Да у Кривого Рога». Позже около домика мастера начали селиться запорожцы. Поселение стало селом. Ну, а название так осталось — Кривой Рог… А вот появление этой легенды криворожские историки считают плодом усилий советской власти по формированию образа «старшего брата» у украинцев. Якобы и Кривой Рог не смог бы возникнуть без великороссийской помощи.
…Было это ещё во времена чумаков. Возили чумаки соль из Крыма. Их путь пролегал мимо маленького живописного села, разместившегося в небольшой балке при слиянии двух речек. Никто и названия его не знал. Село и село. Редко когда сворачивали сюда. Но нашёлся один сметливый хозяин и поставил при дороге на въезде в село трактир… Как-то заехала к нему большая чумацкая ватага подкрепиться, отдохнуть, воз отремонтировать. Зашли в трактир. Хозяин встретил их гостеприимно. Конечно, и без горилки не обошлось. Но поскольку хозяин стаканами ещё не разжился, то угощал чумаков из большого кривого бараньего рога. Обходил с рогом всех, а сам на одну ногу прихрамывал. Кривой, значит, был. Так понравилось у него чумакам, что каждый раз, проезжая мимо, старший спрашивал: «А что, братья, заглянем к Кривому?» А кто-то из чумаков добавлял: «Да и выпьем из рога». С того времени и повелось, что кто бы не проезжал мимо села, тот говорил: «Не помешало бы заехать к Кривому Рогу». Так и осталось за селом название — Кривой Рог…
…Ничего не было на этом месте. Вокруг простиралась одна только дикая степь. Шумели на слиянии двух речек деревья, защищая запорожцев от татар. Очень красивое место было. … Как-то перед заходом солнца наведался сюда казацкий разъезд. Поднялись казаки на холм и остановились очарованные… Стоят запорожцы, глаз отвести не могут, пока один не обратил внимание на речки, пробивавшие себе дорогу по балкам: «Вы только посмотрите, какой рог большой получился. Да и кривой же какой!» — «Кривой не кривой, а мне этот рог по душе пришёлся, давно уже, — говорит другой, — я на это место глаз положил. Поселиться здесь думаю». И, будто не замечая удивлённых взглядов товарищей, добавил: «Не те уже годы, чтоб басурман рубать. Не те годы, чтоб месяцами с коня не слезать». Так, бывало, как только едут запорожцы мимо, вспоминают тех, кто в том Кривом Роге казакует. Так название и закрепилось за казацким зимовником…
| Возникновение Кривого Рога |  |
|
Когда и кем был основан наш город? Какие причины послужили этому? Справедливо ли считать «возрастом» Кривого Рога - 234 года?..
Официально датой возникновения города считается 27 апреля 1775 года - в этот день вышел в свет указ времен царской эпохи об основании почтовой станции Кривой Рог. Но в данном случае подразумевается основание именно почтовой станции, а не самого населённого пункта. Почему же последний получил такое необычное название и когда основан официальная версия не объясняет. Согласно наиболее популярной легенде честь возникновения нашего города принадлежит казаку Рогу, который был кривой на ногу.
Но такое громадное количество легенд, повествующих об основании нашего города, вряд ли могло просто физически возникнуть за чуть более чем 200 лет. Согласно некоторым из них, годы жизни Рога относят то ко времени казацко-турецких войн, то к временам Петра I. Разнятся и персонажи этих легенд: то это кузнец, то казак, то металлург с Урала, то просто крестьянин или воин. Поэтому можно утверждать: до царского указа Кривой Рог уже был. Это подтверждают и данные археологических раскопок в исторической части города, возле улицы Янова, проведённые около шести лет назад. При раскопках казацкого кладбища (про это свидетельствуют захоронения, посыпанные красной охрой - цветом воинов) в одной из могил была найдена монета 1737 года выпуска. Особенностью денежного обращения в Российской империи было то, что монеты, выпущенные при определённом государе, могли использоваться только при жизни данного человека. Найденная же монета была выпущена во время царствования императрицы Анны Ивановны (1730-1740 гг.), при так называемой “бироновщине” - засилье немцев в высших эшелонах власти России. Учитывая, что после смерти императрицы русские гвардейцы расправились с её фаворитом Бироном сразу же, направив все силы на определённую «русификацию» всех сторон жизни империи, вряд ли кто-то хотел хранить монету с изображением ненавистной и народу и дворянам Анны Ивановны в быту. Из этого следует, что возможный возраст Кривого Рога можно удлинить ещё лет на 40.
Но и это, возможно, ещё не предел. На территории Кривого Рога многочисленны поселения, могильники и святилища, возраст которых превышает 2-3 тысячи лет. Например, один из самых высочайших курганов Европы и святилище «Горка», находящиеся недалеко от Карачунов, относятся предположительно к периоду I тыс. до н.э. - временам скифов. Поселенцев манила плодородная земля, близость воды, географическое положение, возможно даже сакральность наших мест, и, конечно же, залежи железных руд. Но кому же из данных поселенцев принадлежит слава основателя и можно ли отыскать в глубинах истории не только легендарную информацию о нём?
Оказывается - можно! Гражданская война в 1917-1920 гг. принесла населению Украины не только горе и слёзы. Ее перипетии позволили офицеру армии Деникина Фёдору Изенбеку, на руинах усадьбы Неклюдовых-Задонских под Харьковом, найти дощечки “Велесовой книги” - священного писания славян, открыв затем их мировой общественности. До сих пор не смолкают споры о её подлинности. Но если ранее “Велесову Книгу” фальшивкой называла советская историография, в силу политических причин (ее первооткрыватель был белогвардейцем), то теперь - учёные представители некоторых национальностей, отказывающие славянам в каких-либо собственных достижениям без «помощи» соседних народов. Большинство же славянских историков признают её историческим источником. “Велесова книга” была написана на 43 деревянных дощечках, предположительно, в V-IX столетиях жрецами т. н. Русколани и Древнего Новгорода. Она содержит мифологию славян, молитвенные тексты, легенды о древней славянской истории с XX тысячелетия до н.э. по IX век н.э.
Есть в “Велесовой книге” и упоминание о некоем князе Кривороге из рода Белояра, жившего во времена войн русов с хазарами и греками. В точности переведённый с древнеславянского языка данный пассаж звучит так: “Белояр Криворог был в то время русским князем и белого голубя выпускал. Куда тот летит, туда идти. А полетел он к грекам, и Криворог напал на них и разбил их. Тут греки, как лисы, вертя хвостом, стали давать Криворогу золотое руно и коней серебряных. И тот Криворог остался в Сурожи. Греки же были в Голуни, и Криворог согласился, чтобы Русь была открыта там. И тогда греки напустили на нас воинов в железных бронях и побили нас. Много было пролито крови русичей вниз на землю, и не было числа стенаниям русским». Согласно историческим изысканиям и тексту книги, Криворог не мог пойти на Сурож (современный Судак), минуя хазар, ранее … 581 года. То есть поход Криворога на Сурож относится, скорее всего, к последним двум десятилетиям VI века! Этот поход происходил во времена величайшей экспансии славян в Евразии. Поясним немного текст: голубь, по воззрениям славян, это Божья птица. Таким образом, Криворог определил волю Бога. И согласно ей двинулся на Сурож, город в Тавриде (Крым), где сидели греки.
Греки были разбиты. Они стали ублажать Криворога, несли ему золото и серебро. А сами в это время напали на другой крымский город русов - Голунь, который была в это время беззащитен.
Возможно, в этой битве Криворог и пал. Возможно, в ней он получил увечье, которое добавило ему прозвище к родовому имени - Белояр. Возможно, данное имя князь русов получил ещё до похода, из-за конструкции шлема с рогами или старой раны. Возможно, Криворог остался жив после битвы и поселился в урочище названном позднее его именем; может даже он жил там до похода. Возможно, место поселения было вызвано желанием полноценно задоспешить “в железные брони” новое войско для повторного похода. Всё возможно. Повторимся только, что описываемые события относятся к 6 веку! А это означает, что возможный возраст Кривого Рога исчисляется не 234 годами, и не 273-мя, а полуторатысячелетним периодом.
“Невозможно, - подумает читатель. - Легенды рассказывают о казаке, а не о древнем князе-русе. Тем более, какое славянское поселение возможно на территории кочевников до 15 века”. И окажется, неправ. Размытость облика главного героя криворожских легенд Рога позволяет отнести его существование во времена раннего средневековья.
Поселения русов в степи существовали ещё в начале нашей эры на территории совеременной южной Украине и Молдавии, на Дону, Волге, в Крыму и были постоянно многочисленны и людны. Существование этих поселений практически не прерывалось набегами кочевников. Ведь существует же до сих пор Керчь на территории града русов Корчева, Харьков - роксоланского Шаруканя, Симферополь - скифского Неаполиса. А существуют эти города уже более тысячи лет. К тому же, вряд ли поселение назвали бы в честь простого воина, а не знатного человека. Тем более что на Украине прозвище “казак” подразумевает не только воина Запорожской Сечи, а и более-менее сильного (статного) и воинственного человека. Память же людская склонна называть персонажи словами, которые употребляются в данную эпоху, а не 10-15 веков назад. Не называют же сейчас солдат “ратниками”, а инженера - “градодельцем”. Также, надо помнить, что украинские казаки являются прямыми потомками степных русов-бродников. И одежда, и обычаи, и внешность, даже прическа у них были одинаковы. К сожалению, типичный облик жителей Северной Руси часто неправильно переносят на южных русов, тем более воинов. По описаниям же греков, византийцев, арабов, хазар типичный рус I тыс. н. э. носит шаровары, побрит наголо, оставляя лишь чуб, имеет длинные усы, безбород, носит расписные белые рубахи, воюет пешим либо на лодках-однодеревках (казацкие челны), независим в поступках и суждениях, земледелец, он велик ростом, силой и т.д.. То есть облик населения Украины не менялся за интересующий нас период. Скорее всего, князь Криворог 6 века имел схожую внешность с князем Святославом Игоревичем Завоевателем, жившем в 10 веке. И тот, и другой, были степными воинами-русами, предводителями дружин, знатью. Византийский историк Лев Диакон так описывает наружность Святослава: “… умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой”. Одним словом, характерный казак в его типичном восприятии современных людей. Кстати, в большинстве языков Европы, в том числе и славянских, этноним “рог” переводится как национальность “рус”. Так сложилось, что на территории постсоветского пространства (в отличие от Западной Европы), летоисчисление возраста населённых пунктов ведётся со времени их первого упоминания в официальных источниках. При этом игнорируется тот факт, что в более чем в 90 % случаев, упоминается уже много лет существующий город, а не его основание. Например, от 1147 года ведется летоисчисление столицы России Москвы - со времён первого летописного упоминания. И совершенно игнорируется тот факт, что согласно летописи, в 1147 году жители города праздновали 550-летие со дня основания поселения. Соответственно, город был заложен в 597 году.
Приведённая выше версия не претендует на 100 % доказанность (это просто невозможно сделать в формате небольшой статьи), но согласно комплексу имеющихся данных позволяет утверждать о пускай и небольшой, но вероятности основания нашего города в VI веке н. э. князем Белояром Криворогом, в честь которого и было названо поселение древних славян. Тем более, вряд ли, что стальное сердце Европы начало пульсировать только в XVIII веке!
|
|
|
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий